?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Спецвыпуск. Найти кнопку. "Балка"
Сострижка 20189
lena_kalugina

Предыстория. Декабрь прошлого года. Я вижу сны. В этих снах ко мне приходит человек, которого я хорошо знала. Он умер, давно. Его смерть произвела на меня странное и сильное впечатление. Нет, я его не оплакивала в привычном смысле. Просто столько всего пролетело перед глазами... Можно сказать, треть сознательной взрослой жизни – всё время, сколько я его знала. Много было пройдено вместе, много пережито всякого. Вместе с ним на другую сторону радуги будто бы ушла часть моих жизненных впечатлений. И это было странное чувство. Я тогда почти постоянно видела его перед собой, как будто стоял перед глазами. Постепенно прошло и забылось. И вот, опять.

Конечно, я спрашивала себя, что происходит. Стоит мне улететь в царство снов, он тут же встаёт перед глазами, отчётливо, как живой. Смотрит на меня и молчит. Я давно научилась не бояться таких контактов с миром умерших. Если в них и есть что-то мистическое, то страшного ничего нет, я знаю. Но ведь зачем-то он приходит?..

Прошло около двух недель, и вот, в одно прекрасное утро, я проснулась с точным знанием, что делать. Предупредила мужа, чтобы не трогал меня ни при каких обстоятельствах, и села к компьютеру. Безотрывно писала несколько часов. Торопилась, потому что поток слов лился сквозь меня стремительно, едва успевала строчить. Что вылетало из-под пальцев, до сознания не доходило.

Со мной такое уже бывало раньше, я знаю это состояние. Ты становишься проводником. Точнее, приёмником. Настраиваешь внутреннюю антенну на приём сигнала, декодируешь его и транслируешь – переводишь в слова. Иногда это твои слова, твой литературный перевод. Иногда и слова не твои, ты просто ретранслятор. В этот раз было как раз это – ретрансляция. Я не знаю, как это работает, даже думать пока не готова. Но это работает. Как телевизор: чтобы видеть изображение, не обязательно понимать устройство аппарата, достаточно знать, где находится кнопка «вкл». Иногда у меня получается это – найти кнопку.     

Потом, когда всё закончилось, я поставила точку после финального слова, собралась с духом и стала перечитывать, что написала. Один раз, потом ещё. И ещё. Я не могла так написать. Это вообще всё не моё. Не я. Содержание доходило до сознания с трудом, частями. Пришлось возвращаться. Понять, что я написала.

Получился рассказ о судьбе мужчины через призму его отношений с женщинами. Разными женщинами – мимолётными, главными, важными, так или иначе оставившими след в его жизни. Ещё получился срез времени. О том, как развалилась страна, в которой мы родились. И, конечно, про балку – монстра, молоха, чудовище. Страшное место, сломавшее сотни жизней и судеб.

Больше он не приходил ко мне во сне. Значит ли это, что я поняла его правильно? Вполне вероятно.

Как раз близился конкурс. Меньше чем через месяц стартовали юбилейные, десятые «Высокие Каблуки» - ВК-10. На этот раз в конкурсе участвуют и мужчины. Задача: показать женщину глазами мужчины, и (или) наоборот. Совсем здорово, если женщина покажет женщину мужскими глазами, то есть, напишет от лица мужчины. Или наоборот. И это как раз то, что мне прилетело.

Дождалась начала приёма работ, повесила рассказ на конкурс под псевдонимом, как положено. Довольно долго он висел в одиночестве. Потом стали подтягиваться другие. Отзывы получала, но мало и редко, весьма скупые и разноречивые. Обнадёжил первый обзор от судьи. Но мне сложно было понять, как могут это оценить остальные судьи.

Когда вывесили итоги, я сначала не поверила. ВК – это мой родной конкурс. С него всё началось, на нём я дебютировала с самым первым рассказом, ещё в 2012 году. С 2013 года я работала на нём в оргкоманде, безвылазно. То есть, играла только в жюрейском списке, основной конкурс был мне не доступен. В этом году я впервые имела возможность сыграть, как обычный участник.

И я победила. Первое место. Впервые на этом конкурсе.  

Радости не было, только опустошение. Её и сейчас нет. Есть лишь сознание выполненной работы и, наверное, отданного долга.  

Читайте. Рассказ так и называется - «Балка».

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru



  • 1
Прочитала...Сильно....

Спасибо, Любава!

Лена, очень сильно, очень...

Спасибо, Наташа!

Лена, потрясающе!
Я прочитала твои "68 дней", ещё зимой, на одном дыхании. Очень много хотела написать тебе сразу. А прошло время, и мысли, слова затёрлись в последующих будничных заботах. Всё-таки надо писать такое сразу, особенно, если голова местами уже дырявая. Но одно скажу. Читала и сердце сжималось от совпадающих деталей. От примет НАШЕГО времени, от людей, поступков, обстоятельств. Временами просто до "блин, это ж про меня!". Спасибо тебе. Уверена, что перечитаю ещё раз.

Леночка, спасибо тебе, бальзам пролила! Ты права, я за собой такое же замечаю: есть, что сказать - говорю сразу, иначе потом уйдёт ощущение.
О романе очень мало отзывов, заходов уже под тысячу, и тишина. Не знаю, что думать: то ли не туда, то ли не то, то ли не так. Потому, когда есть впечатления, тем более такие, так мне сразу облегчение - значит, не зря всё.
И, конечно, если решишься на второй заход, просьба к тебе: не откладывай, сразу напиши, что напишется.
Обнимаю :)

Это точно не Ты писала, Мать Наша!

Марусь, Доча, по каким признакам определила? Что наиболее точно говорит о том, что автор не я? Мне Твоё мнение на этот счёт особенно ценно.

Привет, Мать Наша.
Во-первых, витиеватостей НЕТ. А отказаться от них автору всегда очень сложно, нет-нет, да вылезет где-нибудь. Кроме того, я бы сказала, что это писал мужчина в солидном возрасте. Есть женские выкрутасы, но их минимум. И еще предложения для Тебя нереально короткие. Так бывает, что бы раз, и перековаться?

Не знаю, может быть, и бывает. Тут в чём фокус: есть такие моменты, когда автор играет в прятки. То есть, вполне осознанно притворяется кем-то, кем не является. Это распознаётся, если не на раз-два, то прокол весьма вероятен. С этим рассказом всё было так, как я рассказала в послесловии и в блоге. Не пришлось притворяться, всё как-то сложилось само, без моего участия.
Вспомнила сейчас, как в самом начале трудовой карьеры мне приходилось печатать на машинке под диктовку, точнее, почти что записывать речь в режиме реального времени, вслед за говорящим человеком. От себя шла только орфография и пунктуация, при этом сам текст практически не осмысливался, ложился только в короткую память и тут же стирался. Вот и с рассказом было примерно так же. Потому и пришлось потом перечитывать, чтобы уложить в сознании смысл.

  • 1