lena_kalugina

Category:

Зимний марафон ЖЖ. The Beatles и лингвистический кретинизм

В преддверии Всемирного дня группы The Beatles я не стану рассказывать, какое значение для музыкальной культуры в целом имеет творчество ливерпульской четвёрки, об этом уже столько написали до меня – букв не сосчитать. Я расскажу о том, как «Битлз» появились в моей жизни и какую роль сыграли. 

Впервые я услышала записи «Битлз» у нас дома, ближе к концу шестидесятых. Плёнки принесла старшая сестра, взяла у друзей погонять. Да, это была очень необычная и красивая музыка, хоть и записи – так себе, с шуршанием, шорохами, не очень внятные. Воспроизводились они в нашем доме на чуде литовской промышленности, каунасской радиомагнитоле «Миния-2», выполненной, как говорят, по лучшим западным стандартам тех лет. 

Плёнка была рыжего цвета, намотанная на бобины. От времени и жёсткой эксплуатации плёнка становилась хрупкой, и её склеивали, смазывая кончики уксусной эссенцией и складывая внахлёст друг на друга, на сантиметр-полтора. Некоторые плёнки почти сплошь состояли из таких склеек, что не могло не сказываться на качестве звучания. 

Совершенно не помню, что именно из «Битлов» я услышала первым. Или вторым. Просто помню, что они были, и разговоров вокруг велось много – семья-то музыкальная. Мама держалась в стороне, а вот папа живо интересовался, и они с сестрой много обсуждали эту новую музыку.  

Через несколько лет, когда я училась классе в седьмом-восьмом, в продаже в магазине грампластинок «Аккорд» стали появляться записи отдельных песен «Битлз», скомпонованные по 4 песни на маленький виниловый диск. У меня такие были, и крутились на настенном электрофоне «Каравелла». 

Электрофон настенный "Каравелла"
Электрофон настенный "Каравелла"

Как сейчас помню, на одной из пластинок была запись «Lucy in the sky with diamonds», по-моему, в составе «Попурри». 

Но настоящее и подробное погружение в творчество ливерпульской четвёрки состоялось в начале девяностых, когда я познакомилась с Евгением Историным, замечательным доктором и классным музыкантом. Женя только что остался без любимого занятия – их рок-группа «Пульс» (ранее — «Консилиум», участник знаменитой в сибирских музыкальных кругах «Студии 8», первого профессионального рок-клуба Новосибирска) прекратила существование.  А тут я под руку подвернулась. И Женя решил сделать из нас что-то вроде дуэта, исполняющего, в том числе, музыку «Битлз». 

Вот тут-то начались мои мучения. К тридцати годам во мне махровым цветом расцвёл лингвистический кретинизм. В школе я брала призы на олимпиадах по английскому, в институте помогала сокурсникам и щёлкала занудные технические «тысячи», как семечки. Практика и регулярные занятия закончились, и никакой «езды на велосипеде», которой, как известно, невозможно разучиться, у меня не произошло. Я тупо смотрела в книжку, подаренную Женей, с текстами битловских песен, ничего не понимала и не могла запомнить ни строчки. 

По его совету, я пыталась хотя бы понять смысл того, что пою, и честно пыхтела – переводила тексты. Но перевод улетучивался из башки ещё быстрее, чем чужеродные буквы. Потому я наделала в книжке закладок и пела, держа её в руках, чем страшно злила Евгения. Но ничегошеньки не могла поделать. 

Постепенно я вошла во вкус. Некоторые песни стали кусками запоминаться. А самые любимые так и вовсе выучились, как-то сами собой. Но далеко не все.

Наши музыкальные упражнения происходили, в основном, летом, на отдыхе в замечательном месте под названием Шарап, 91 км от Новосибирска. Это фото сделано в конце девяностых. 

Что мы пели? Перечислять смысла не имеет – это, конечно, хиты, которые хорошо раскладывались на два голоса. За что особенно уважаю «Битлов», как музыкантов, так это за многоголосие. Они для меня много лет являются примером удивительно гармоничного раскладывания простых мелодий на голоса. И, конечно, больше всего, как любительница баховской полифонии, я ценю именно это – не просто голосовой аккорд, а ведение отдельных мелодий внутри многоголосия.  В этом смысле для меня была и остаётся эталоном вот эта песенка.

Есть ещё одна очень красивая вещь, которую я нежно люблю ещё и за то, что мы её пели вместе с моей дочкой, и, надо сказать, получалось у нас неплохо. Этот текст я помню до последней запятой до сих пор – только что проверила. 

Надо сказать, я очень благодарна этим замечательным ребятам за то, что они подарили нам целую сокровищницу прекрасной музыки. Спасибо вам, Джон, Пол, Джордж и Ринго, от души.

promo lena_kalugina december 9, 2014 17:21 29
Buy for 10 tokens
9 декабря 2014 г. День 1294. Спецвыпуск. Город, которого нет Сегодня хочу поговорить об одном странном чувстве, которое в последнее время всё чаще застаёт меня врасплох. Я вижу город. На фотографиях в соцсети, когда листаю ленту, проплывают перед глазами его необычные виды, непривычные…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded